Что означает форма допуска к государственной тайне
Что означает форма допуска к государственной тайне

Что означает форма допуска к государственной тайне

05.02.2018

Любая страна в современном мире обладает своими государственными тайнами, разглашение которых наносит вред ее национальной безопасности.

С секретными сведениями в различных областях государственной деятельности соприкасаются различные люди, осуществляющие свои рабочие функции.

По существующим правилам таким гражданам оформляют специальные формы допуска к государственной тайне (далее – гос. тайне).

Подобная форма обозначает уровень секретности сведений, с которыми сталкивается работник, и его обязанности по их сохранению и неразглашению.

В нашей стране формы допуска к секретным сведениям, которые составляют гос. тайну, обозначены в инструкции N 63, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г.

Данным Постановлением определены три формы допуска, отличающиеся уровнем секретности той информации, к которой допускается должностное лицо:

  • совершенно секретно1-я (самая высокая) форма – для лиц, которые работают со сведениями особой важности
  • 2-я форма - для работников, соприкасающихся с совершенно секретными сведениями
  • 3-я (низшая) форма - для лиц, работающих с (просто) секретными сведениями

В 1995 г. Указом Президента РФ № 1203 утвержден перечень сведений, относящихся к гос. тайне, и определены те организации и государственные органы, которые имеют право распоряжаться подобными сведениями.

Кроме того, вышеназванным Указом обозначены и области государственной деятельности, в которых существуют сведения (гос. тайны), не подлежащие разглашению.

К ним отнесены, в частности, такие области, как:

  • Экономики, науки и техники
  • Военная
  • Оперативно-розыскной и разведывательной деятельности
  • Область внешней политики и экономики
При этом в Указе сведениями особой важности названа та информация, разглашение которой приносит ущерб нашей стране в одной или некоторых из вышеперечисленных областей.

Так, например, к ней можно отнести информацию об использовании космической инфраструктуры Российской Федерации и перспективах ее развития в целях обеспечения ее безопасности и обороноспособности.

плакат о государственной тайнеК совершенно секретным сведениям отнесена та информация, вред от разглашения которой касается интересов или отдельного государственного органа, или отдельной экономической отрасли России.

Это – например – данные Министерства обороны о потерях личного состава в военное время.

И, наконец, просто к секретным сведениям относятся все остальные сведения, относящиеся к гос. тайне.

Разглашение такой информации может навредить лишь отдельной российской организации.

Вышеуказанные формы допуска необходимы тем лицам, которые занимают должность, дающую доступ к секретной информации.

Получение допуска

В РФ существует специальный Закон о государственной тайне и различные ведомственные инструкции, в которых прописан порядок допуска граждан к гос. тайне.

В данных документах определено, что вначале работник должен дать письменное согласие на проведение проверки по его биографии.

Готовить материалы на лиц, которым необходимо получить доступ к секретным сведениям, должна кадровая служба организации.

На основании данных материалов, без проведения полной проверки, руководитель организации может произвести оформление лишь допуска граждан к государственной тайне по третьей форме.

В случае, если работнику необходимо получить более высокую форму допуска, то полную проверку материалов кадровой службы проводит ФСБ РФ, с подключением – в необходимых случаях - других органов безопасности.

При этом объем проверки зависит от уровня секретности информации, к которой оформляется разрешение на допуск.

После полной проверки руководитель предприятия имеет право самостоятельно принять решение о выдаче соответствующего разрешения или отказе в нем.

запрет выезда за границуВ случае положительного решения оформляется договор с работником, а также специальное приложение к договору, где указывается о выдаче соответствующего разрешения.

Юридически подобное приложение означает, что подписавший его гражданин принял на себя некоторые ограничения и обязанности.

Ограничения для работников, допускаемых к секретам, перечислены в ст. 24 Закона о гос. тайне.

Они могут касаться таких прав, как права выезда за границу, права человека на неприкосновенность частной жизни в период проведения проверки, а также возможности увольнения работника, если ему – по каким-либо причинам - будет отказано в работе с гос. тайнами.

Также в допуске к секретным сведениям (гос. тайнам) могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 22 вышеуказанного Закона:

  • Если работник уклоняется от проверки или сообщил ложные (неверные) анкетные данные
  • Если суд признал данного гражданина недееспособным, а также, если он имеет неснятую судимость или находится под судом
  • Если он - или его близкие родственники - постоянно проживают за границей
  • Если работник имеет медицинские (врачебные) противопоказания, мешающие его работе с секретными сведениями

В перечисленных случаях руководитель организации должен отказать в разрешении к допуску.

Ответственность

Лица, виновные в разглашении и передаче секретных сведений, в соответствии со ст. 26 Закона о гос. тайне, несут уголовную, административную и другую ответственность.

В зависимости от уровня секретности разглашенных сведений и умышленности (неумышленности) действий обвиняемого гражданина зависит и степень его наказания.

Для юридически правильной оценки совершенных действий они оцениваются специальными экспертами, на заключениях которых и основываются соответствующие органы государственной власти.

Так, например, если гражданин, имеющий третью форму допуска, неумышленно разгласил секретные сведения, и они стали известны другим лицам, то это подпадает под ст. 283, ч.1 УК РФ.

подсудимыйТакое деяние наказывается (в зависимости от наступивших последствий) или арестом на срок от 4 до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 4 лет.

Если же неумышленное разглашение сведений привело к тяжким последствиям (как правило, это бывает при разглашении более секретных сведений лицами, обладающими второй формой допуска), то срок лишения свободы может увеличиваться до 7 лет.

Самые тяжкие последствия наступают, если действия обвиняемого лица, согласно экспертного заключения, классифицируются как государственная измена (шпионаж).

Такие действия, совершенные в ущерб безопасности нашей страны (как правило, лицами, обладавшими первой формой допуска) подпадают под ст. 275 УК РФ и наказываются лишением свободы на срок до 20 лет.

Таким образом, отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, можно отметить, что форма допуска к гос. тайне означает, в первую очередь, степень секретности информации, к которой допускается работник.

Степени секретности, по российскому законодательству, имеют три уровня:

  • 1-й уровень – сведения особой важности
  • 2-й уровень – совершенно секретные сведения
  • 3-й уровень – секретные сведения
Кроме того, разрешение на допуск означает и обязанности гражданина по сохранению и нераспространению доверенных ему секретных сведений (гос. тайн).

Разглашение подобных сведений может привести к тяжким юридическим последствиям для их обладателя.

Возврат к списку